Одни из свадебных обрядов любопытны, другие экзотичны, но все они не лишены здравого смысла, даже по нашим меркам…

ДЕНЬ СВАДЬБЫ СВАДЕБНЫЕ ЮБИЛЕИ ЛЬНЯНАЯ СВАДЬБА СВАДЕБНЫЕ ПРИМЕТЫ 
ОБРЯДЫ НАРОДОВ МИРА ЮМОР НА СВАДЬБЕ ПРО НАШУ СВАДЬБУ

В Непале, например, принято прежде чем заключить брак, спросить совет у астролога, который тщательно изучает гороскопы жениха и невесты и лишь после этого назначает точный день и час свадьбы.
На Никобарских островах в Бенгальском заливе, если парень хочет жениться, он становится «рабом» в доме девушки. Это добровольное «рабство» может продолжаться от шести месяцев до года. К этому времени девушка должна решить, выйдет она за него замуж или нет. Если решение будет положительным, деревенский совет объявляет парня и девушку мужем и женой. В противном случае он возвращается к себе домой.
У племени ибо в юго-восточной Нигерии претендентам на руку и сердце девушки приходится вытерпеть весьма суровые испытания. Юноша на пути к своей избраннице должен пройти сквозь строй ее родственников, вооруженных палками, каждый из которых норовит побольнее ударить будущего зятя. Только так, по мнению членов племени, можно проверить готовность молодого человека стойко переносить трудности семейной жизни и грядущие удары судьбы.
В Центральной Нигерии девушек, которым, по мнению старейшин племени, пришло время подумать о замужестве, помещают для «откорма» в отдельные хижины, куда допускаются только их матери. Многие месяцы, а то и целый год (в зависимости от успехов) добровольные затворницы проводят взаперти, без всякого движения. Их обязанность – поглощение неимоверного количества сытной мучной пищи, поставляемой матерями. Гарантией удачного замужества чаще всего служит полнота невесты, что по традиции здесь высоко ценится.
В некоторых районах на Филиппинах молодым людям предъявляется условие, которое должно быть выполнено до начала обряда бракосочетания. Все желающие вступить в законный брак обязаны посадить как минимум одно дерево. Не посадишь дерево – не обвенчают в церкви.
На острове Ява в Индонезии каждая пара, желающая вступить в брак, обязана посадить не одно, а два плодовых дерева. Если же люди пожелают попытать счастья в браке во второй раз, то придется высадить уже три саженца.
Почти такой же обычай существует в Бельгии. Юноша, собираясь сделать предложение девушке, сажает под ее окном «майское деревце» - березку. А девушка в знак согласия устраивает «полдник со сладостями и кофе». Обычай сажать на свадьбе дерево распространен у жителей Бермудских островов и у многих других народов.
По обычаям хинди отец невесты встречает жениха как самого почетного гостя и моет ему ноги. Невеста преподносит жениху напиток из кислого молока, меда и масла, которым по традиции угощают самых важных персон.
Тяжела и бесправна жизнь под чадрой у женщин арабского Востока, но тем не менее невеста в исламских странах получает во время свадьбы материальное обеспечение. Во время религиозной церемонии бракосочетания ей публично обещается определенная сумма денег отцом жениха, которую она гарантированно получит в случае развода или смерти мужа.
Издавна женщину отождествляют с землей. Поэтому огромное число магических приемов посвящено и сосредоточено вокруг невесты, которая воспринимается как носительница особой силы.
Важнейшее место во всем свадебном обряде занимает ритуальная еда. Непременно присутствует на свадебных столах древнейшее блюдо из зерен или муки – каша. Русское выражение «чинить кашу», например, означает «сыграть свадьбу по народному обычаю». Хлеб, каравай, калач, пирог и, в конце концов, торт – главнейшие атрибуты свадебной обрядности многих народов, а в Европе – практически всех. Ведь хлеб – это символ благополучия. Встречать хлебом-солью – значит желать процветания и благополучия.
Свадьба – это веселье, смех, который также имеет ритуальное значение. Ему приписывалось свойство вызывать жизнь, поддерживать здоровье, увеличивать плодородие.
Включение новобрачных в группу семейных, переход девушки в другую семью, соединение самой брачной пары, защита молодых от злой силы, порчи и сглаза – всем этим и многим другим действиям соответствуют специальные обряды, идущие порой из глубины веков и имеющие местные особенности.
Сегодня многие невесты в Европе, как и в старину, по-прежнему строго следуют изречению:
Что-то старое, что-то новое,
Что-то одолженное, что-то голубое,
И монетка в башмаке.
Что-то старое (обычно ювелирное украшение) означает связь невесты с ее семьей и прошлой жизнью. Что-то новое (платье или любая другая часть свадебного наряда) отмечает начало новой жизни. Что-то одолженное (например, фата или венок) означает надежду на семью, семейное счастье и доверие к соседям. Что-то голубое (обычно подвязка или носовой платок) символизирует супружескую верность. Монета означает будущее богатство.
Свадьба в белом подвенечном платье, которое подчеркивает чистоту, невинность, стала традиционной не так давно – в конце
XIX века. Перед этим невесты надевали не свадьбу национальные костюмы или свои лучшие наряды. Существовало поверье, что цвет платья означал цвет ее будущей жизни.
Если невеста на свадьбе была одета в белый наряд – она сделала хороший выбор; в голубой – она всегда в жизни будет честной и правдивой; в желтый – ее ославит, опорочит муж; в красный – она будет желать своей смерти. Выйти замуж в черном – желать разрыва брачных отношений, выйти замуж в сером – уехать далеко от родного дома. Розовое подвенечное платье предвещало, что от невесты отвернется судьба, и она будет несчастлива. Выйти замуж в зеленом платье означало, что невеста совершит что-то, противоречащее нормам морали.
Другие свадебные поверья, касающиеся одежды невесты, предписывали надевать в день свадьбы только новое нижнее белье, что подчеркивало ее вступление в новую жизнь.
Кусочек сахара, положенный в корсаж или бюстгальтер, означал сладкую замужнюю жизнь невесты.
Старинное поверье о том, что свист вызывает злых духов, до сих пор учитывается кое-где в Европе изготовителями свадебных платьев, которые запрещают свистеть в своих магазинах. Они также не пользуются черными нитками при изготовлении свадебных нарядов, так как, согласно поверью, это приводит к похоронам.
Серьезным препятствием на пути свободного заключения брака в Англии являлся вопрос о вероисповедании брачующихся. Существовали жесткие границы между католиками и протестантами, вследствие чего лица с различным вероисповеданием редко заключали браки, так как в этом случае от них отворачивались родные, друзья, знакомые.
К тому же в английском обществе существовало сильно развитое предубеждение против выхода девушек замуж за лиц не своей национальности.
Интересен старинный обычай, называемый «Связанные в узел», который практиковался в Уэльсе.
Одетых юношу и девушку связывали веревкой, оставляя узе, и укладывали в постель. Если они не желали вступить в брак, то ночью развязывали этот узел. Если поутру узел был не развязан, то юношу и девушку признавали женихом и невестой.
Очень важно для англичан было выбрать месяц и день свадьбы. Май, например, считался неудачным месяцем для заключения браков и проведения свадеб. В ходу была поговорка «Вступить в брак в мае – всю жизнь маяться. Неудачу предвещало заключение брака в Великий пост. Самым удачным днем для проведения свадьбы считалась среда.
При проведении свадьбы строго соблюдали традиции Многие из них используются и в наши дни. По пути следования свадебного поезда разбрасывались цветы. В свадебный поезд помимо жениха и невесты, входили их родители, подружки невесты, сестры жениха, его дружки, а также родственники и друзья невесты и жениха. Подружки невесты (обычно человек шесть) одевались в платья, фасон и цвет которых выбирала невеста, а ее мать оплачивала их стоимость. Одна из подружек являлась главной. Она несла букет невесты и в ходе церемонии венчания располагалась позади нее. Дружка (обычно это брат, родственник или друг жениха) помогал в организации свадьбы, платил гонорар священнику, а также вручал кольца жениху в церкви.
Утром в день свадьбы все эти лица собирались у дома будущих новобрачных. Главная подружка украшала вход белыми цветами. Сама невеста не должна была заниматься этим. Считалось, что ее семейная жизнь в таком случае будет неудачной.
В церковь отправлялись в сопровождении музыкантов, с пением. Вперемежку с песнями, в которых неоднократно упоминалась подвязка из туалета невесты, мужчины-участники свадебного поезда усердно стреляли из ружей. Это должно было отпугнуть злую силу.
Перед входом в церковь прежде соблюдалось много старинных обычаев: жених и невеста перепрыгивали через скамью, поставленную поперек входа в церковь и символизировавшую преодоление ими всех преград в будущей семейной жизни. При этом невеста как бы случайно теряла с ноги подвязку, которую подхватывали молодые парни и шумно и весело обносили ее вокруг церкви.
После застолья невеста отправлялась в свой новый дом. Если она спотыкалась о порог, то это рассматривалось как зловещая примета. Поэтому обычно жених брал ее на руки и проносил над порогом. Затем подружки сопровождали ее в спальню и укладывали в постель.
Молодые люди сами выбирали себе девушку и стремились, прежде чем засылать сватов, узнать у нее, согласна ли она выйти за него замуж. Сватал невесту обычно отец жениха или кто-то из родственников.
Затем следовала помолвка, приготовления к свадьбе…
существовало поверье, что в период между обручением и свадьбой жениху и особенно невесте угрожает опасность. Поэтому она ходила в платке, старалась по вечерам не выходить на улицу, носила с собой «волшебные защитные» травы, за один день до свадьбы принимала очистительную ванну.
Накануне свадьбы утраивался польтерабент, шумный девичник и мальчишник. Кое-где эти вечера проходили совместно, а кое-где раздельно. На этих вечерах выставлялось для всеобщего обозрения придание, билась «на счастье» посуда.
Вплоть до
XIX века придание невесты перевозили на телеге. Существовали обряды, связанные с этим действием. В Баварии, например, придание везли четыре или шесть лошадей, а телегу красили в яркий цвет. В центре воза помещали прялку, радом распятие, двуспальную деревянную кровать, колыбель для ребенка. На кровати ехала сама невеста, но иногда она шла за коровой, которую дал ей в приданое отец. В некоторый районах Германии на повозке с приданым иногда везли петуха, привязанного к метле и напоенного водкой, чтобы он кукарекал. Петух и метла – это символы, которые должны отпугивать злых духов.
Само название свадьбы в немецком языке буквально означает «высокое время» и свидетельствует о том, что это событие рассматривалось как кульминационные момент в жизни человека.
В день свадьбы гости приходили в дом, где должна собраться свадьба, на «утренний суп», или, как его еще называют, «суп невесты».
В церковь шли пешком. Сначала мужчины, за ними женщины с невестой. Венчание обычно происходило до полудня, - считалось, что это будет способствовать счастью молодоженов. Когда свадебная процессия приближалась к церкви, колокола переставали звонить.
У немцев существовало большое число примет и суеверий, связанных с этим днем. Если в день свадьбы идет дождь – к несчастью в браке, если шторм – к бурной жизни. Невесте нельзя было оглядываться по пути в церковь – это могло привести ко второму браку.
Свадебный наряд невесты в
XIX-XX веках претерпевал различные изменения. Крестьяне обычно венчались в праздничной народной одежде, дочери бюргеров венчались в черном платье из бархата и тяжелого шелка. В сельской местности германии белое подвенечное платье невесты утвердилось совсем недавно, после второй мировой войны.
В
XIX веке голову невесты обычно покрывали различные короны зеленого цвета. К началу XX века их вытеснил миртовый венок.
При венчании широко применялась символика, подчеркивающая целомудренность невесты. В
XIX веке потерявшие девственность невесты венчались без венка. В XX веке они венчались в черном костюме, в отличие от девственниц, венчавшихся в белом платье.
при возвращении молодых людей из церкви в дом учитывались многие поверья и суеверия. На крыльце дома жениха и невесте предлагали бокал вина. Попробовав его, жених передавал бокал невесте, а та, допив вино, бросала бокал за спину. Разбитый бокал предсказывал счастливый брак. Иногда невеста разливала остатки вина вокруг жениха, чтобы «крепче привязать его к себе».
На свадьбах праздничный стол обычно славился изобилием. Гостям предлагалось не менее 20 блюд. Как правило, гости съедали только те из подаваемых блюд, которые трудно было унести с собой. Они завертывали в салфетку кусок мяса и пироги или клали их в принесенный с собой горшочек и уносили домой.
Свадебное торжество многократно прерывалось танцами, песнями, играми. Традиционным являлся обряд кражи невесты или какой-то принадлежности ее одежды. Похититель невесты имел право протанцевать с ней три тура.
Брачную постель должна была стелить девушка или молодая женщина – это было хорошим предзнаменованием.
Чрезвычайно специфичен и экзотичен японский брачно-свадебный этикет. Традиционно в Японии прошлого века старшие сыновья считались продолжателями рода и после вступления в брак оставались в доме родителей. В таких домах жили, как правило, обычно супружеские пары двух-трех поколений. Глава дома пользовался непререкаемым авторитетом и властью, он распоряжался всем имуществом, заключал браки детей и внуков.
В средневековой Японии общественное мнение роль любви в жизни людей, как правило, не принимало. Мужчина, согласно обычаям и законам, главенствовал над женщиной. Преобладали традиционные браки по сговору, которые устраивали не столько жених и невеста, сколько их родители, сваты и свахи. После свадьбы молодые поселялись чаще всего в доме родителей мужа, становясь зависимыми членами семейного клана.
В Японии традиционно велика роль посредника, который профессионально занимается подбором женихов и невест, осуществляя выбор на рациональной основе. Считается, что тот, кто выбирает партнера сам, рискует допустить ошибку под влиянием романтики, любви, страсти. Обязанности свах выполняют специальные брачные конторы при помощи компьютеров. Нередко этим занимаются муниципалитеты, отделы кадров крупных фирм.
Японский свадебный церемониал предписывает новобрачным обязательную покупку свадебных нарядов, проведение в ресторане многолюдных свадебных застолий с участием нескольких десятков (а то и сотен) гостей, тщательно распланированное свадебное путешествие по стране или за границу.
Наряду с женихом и невестой главными действующими лицами на свадебной церемонии является обычно синтоистский священник (каннуси) и его помощницы (мико). В начале церемонии священник совершает ритуал очищения – охарой, читая древние молитвы, затем жених и невеста принимают друг от друга чашечки с сакэ, отпивая из каждой по три глотка. После этого происходит обмен обручальными кольцами. Обряд завершается клятвой невесты в верности мужу и семье.
Отличительной чертой японских свадебных застолий является жесткая регламентация размещения гостей за столом, норма их общения друг с другом и очередность тостов. Свадебный регламент выдерживается чрезвычайно строго.

 ГЛАВНАЯ | ЛЮБЯЩИЕ СЕРДЦА | ПРОГУЛКИ ПО КОРОЛЕВСТВУ | БАЛ - ВСЕГДА ПРАЗДНИК

СОВЕТЫ ЗОЛУШКИ | ЧТО ТВОРИТСЯ В КОРОЛЕВСТВЕ? | ПОЖЕЛАНИЯ ДЛЯ ЗОЛУШКИ И ПРИНЦА 

Hosted by uCoz