Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели – от 14 (1) до 28 (15) августа. В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 г., мы находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны – весенний пост в Четыредесятницу, для лета – летний в Пятидесятницу (Петров пост), для осени – осенний в седьмом месяце (Успенский), для зимы – зимний (Рождественский)». | ||
Успенский пост не так строг,
как Великий, но более строг, чем Петров
и Рождественский посты. |
||
Три спаса |
||
1 августа (14 августа по
новому стилю), в первый день Успенского
поста, празднуется Происхождение (изнесение)
Честных Древ Животворящего Креста
Господня. Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а с ХII-ХIII веков он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с первого августа, две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили литии "для освящения мест и отвращения болезней". 14 августа Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты. В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (поэтому этот праздник и называется в народе "Первый медовый Спас", "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора. |
||
6 августа (19 августа по
новому стилю) празднуется Преображение
Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа. Этот праздник посвящен воспоминаниям события на Фаворе. Чтобы явить Своим ученикам Небесную духовную славу, которая последует за временными страданиями, Господь в тридцать третье лето Своей земной жизни, в последний год Своей проповеди Евангелия, через шесть дней после беседы о Своих страданиях, смерти, воскресении и обязанностях Своих последователей, преобразился. Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни св. Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 августа потому, что 14 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 6 августа. К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки. Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением. |
||
15 августа (28 августа) празднуется
Успение Божией Матери. В день Успения
завершатся Успенский пост. Если
праздник не приходится на среду или
пятницу, то разговляются мясом, в ином
случае - рыбой. Мясо же начинают есть со
следующего дня - праздника Перенесения
Нерукотворного Образа Иисуса Христа из
Едессы в Константинополь, или третьего
Спаса. В третий Спас было принято
освящать орехи, а в некоторых местах -
хлеб.
|
||
Почему
кончину Божией Матери Церковь называет
Успением
|
||
ГЛАВНАЯ | ЛЮБЯЩИЕ СЕРДЦА | ПРОГУЛКИ ПО КОРОЛЕВСТВУ | БАЛ - ВСЕГДА ПРАЗДНИК СОВЕТЫ ЗОЛУШКИ | ЧТО ТВОРИТСЯ В КОРОЛЕВСТВЕ? | ПОЖЕЛАНИЯ ДЛЯ ЗОЛУШКИ И ПРИНЦА |